ТАУ и ТЭФИ

Высшую телевизионную награду России ТЭФИ «Телевизионное Агентство Урала» получило 27 мая 1999 года в Москве в концертном зале «Россия» на 5-й ежегодной церемонии ТЭФИ-вручения. Высокой награды удостоился фильм «Экстремальная башня» в номинации «Лучший спортивный комментатор. Лучшая программа о спорте».

Кроме автора «Башни» Влада Некрасова на ТЭФИ в тот год претендовали с репортажами о чемпионате мира по футболу-98 Василий Уткин (НТВ) и Виктор Гусев (1 канал). Как заметил в ответной речи Влад Некрасов: «Это чудо!».

И добил зал своей шуткой — «Ведь имя мне регион». Сотрудники ТАУ на ТЭФИ

не рассчитывали, полагая, что вручение теленаграды — это внутримосковский междусобойчик (в приложении можно почитать очень скептическое интервью руководства ТАУ, данное «Теленеделе» за несколько дней до церемонии. Там же есть интервью, данное и после вручения).

Доселе ТЭФИ-статуэтки оставались

в Москве и изредка уходили в Питер, который нельзя назвать провинцией. В 1999 году случился исторический прорыв — ТАУ стало первой провинциальной телекомпанией, удостоившейся ТЭФИ.

В принципе, логично, что телеакадемики отдали ТЭФИ «Экстремальной башне», потому что НТВ и «Первый» выставили, по сути, только закадровый текст с красивой футбольной картинкой, к которой эти каналы отношения не имели, а ТАУ показало и закадровый текст, и свою собственную уникальную картинку, снятую своими силами на свои деньги.

По своей сути «Экстремальная башня» — это дайджест десятка больших, иногда — 2-серийныхфильмов, повествующих об экстремальном освоении заброшенной телебашни в центре Екатеринбурга: прыжки с вершины, восхождение альпинистов-монументолазов по стене башни, и «дикие» восхождения любителей по внутренней конструкции и по внешней лестнице, и как апофеоз — гибель самого отчаянного экстремала-камикадзе Александра Пальянова, упавшего ночью с вершины.

Из каждого фильма было взято по 2 минуты и заварено в одну кашу. Получилось очень динамично и разнообразно. И все это удостоилось первого ТЭФИ, уехавшего в провинцию.

Позже специально для провинции был создан телеприз «ТЭФИ-регион» (поменьше размером), но он рассматривался как победа во 2 лиге. ТАУ в 1998-2001 годах помимо ТЭФИ участвовало еще в нескольких телеконкурсах: где-то победило, где-то нет (см. Биографию).

С тех пор мы давно не выставляли свою продукцию, потому что основной продукт ТАУ — это новости, а спецпроекты — побочный продукт. Качественный, интересный, но побочный. А все время участвовать в разделе «Спорт» новостийщикам как-то стремно. Да и вообще, мы полагаем, что ТЭФИ достоин не один наш фильм, а фильмов 10-15 (см. Спецпроекты) — минимум.

Лишь однажды ТАУ выставило свои новости на главный телеконкурс страны, и тут же было оплевано за «не формат». «Что за юмор?! Что за чернуха?!». Не всякое жюри способно воспринять «шоу новостей», выбивающееся за рамки принятых во всем мире стандартов. А зрителям нравится.


Иннокентий В. Шеремет о ТЭФИ

Из интервью Иннокентия В. Шеремета в "Теленеделе". Май 1999 года.

1. Поздравляем с номинацией! В прошлом году, помнится, вы говорили, что вам неинтересно участвовать в конкурсах типа ТЭФИ, т.к. там все места заранее откуплены. Почему в этом году вы все-таки решили подать заявку на участие?

За поздравление спасибо. А что касается прошлогодних клятв о неучастии в конкурсах типа ТЭФИ, то действительно был такой грех. И действительно ведь не собирались участвовать. Но зимой 99-ого года нас совершенно одолели москвичи: звонили через день, слали факсы, письма. Уговаривали. Сулили беспристрастность. Дескать, у нас сильно изменились правила, за дело взялась какая-то знаменитая западная аудиторская фирма. Дескать, все конверты с именами победителей - в неприступных сейфах. Дескать, до официальной раздачи слонов победители не будут известны и т.д, и т.п. И фильмы-то у вас такие замечательные, и участвовать вам надо непременно... В общем, мы поверили в последний раз. Поддались на лесть.

Причем, звали участвовать не только в ТЭФИ, но и в телефестивале "Вся Россия" (в прошлом 1998 году на этом фестивале нам дали 1-ую премию в разделе спортивных программ). Послали "Экстремальную Башню" и туда, и туда. И что?.. Часть наших худших опасений уже полностью подтвердилась. На "Всей России" наша могучая эпическая "Башня" даже в номинанты не попала! Как такое может быть? Нет, мы, конечно, не самонадеянные тупицы и не самоуверенные снобы, но все же на региональном фестивале "Вся Россия" уровень представленных программ заметно ниже, чем на ТЭФИ. Но на ТЭФИ-то наш фильм пробился в число номинантов. И соревновались мы там не с региональными, а исключительно с центральными каналами! Разве так бывает?

Более того, этой весной мы впервые решили поучаствовать в международных европейских кинофестивалях фильмов о спорте. Перевели на английский "Экстремальную Башню" и для пробы послали ее на престижный кинофестиваль в Тренто (Италия). И что же? Наш фильм с ходу прошел в конкурсный показ фестиваля. Это очень престижно. На подобные фестивали присылается до 200 фильмов со всего мира, а в конкурсный показ пробивается от силы 15-20. Никакого Гран-при в Италии мы, конечно, не получили. Но ведь и наш фильм (во всяком случае, в финансовом плане) не чета другим финалистам - минимальные бюджеты иностранных спортивных фильмов-финалистов начинаются от 1 миллиона долларов. Бюджеты же победителей этого года превышают 10 миллионов долларов. Бюджет же нашей "Башни" не превышет 4000 баксов.

Тем не менее, итальянцы сочли необходимым оценить наше творчество, тогда как для "Всей России" мы, получается, рылом не вышли.

На самом деле, все очень просто: там, действительно, как вы и упомянули в своем вопросе, "все места заранее откуплены". В этом году вообще комедия вышла: за несколько недель до фестиваля его владелец, гражданин Лисовский, бежал от правоохранительных органов на Кипр и видимо заранее, даже не просмотрев присланные на фестиваль работы, раздал всех слонов своим людям.

А вот с ТЭФИ дело у нас выгорело. Мы единственные из регионалов, кто попал в номинанты. При том по-прежнему не верим в беспристрастность и бесхитростность жюри российских телефестивалей.

2. Как вы предполагаете, по какому критерию телеакадемики будут сравнивать трех таких разных номинантов: вашу "Экстремальную Башню", "Футбольный клуб" НТВ и телекомментатора ОРТ Виктора Гусева?

До этого года на ТЭФИ был один главный принцип: чья подошла очередь, тому и давали награду. Не особенно ориентируясь на истинные достоинства номинантов. И в этом году, скорее всего, будет то же самое. В московских кулуарах мы не отираемся, поэтому мне сложно сказать, чья очередь подошла - ведущего "Футбольного клуба" Уткина или Гусева с ОРТ? Что мы среди этих пернатых делаем, мне непонятно. Жюри, судя по всему, очень сильно обидело кого-то из москвичей, отобрав у них в нашу пользу одну спортивную номинацию. Ведь в Москве быть номинантом ТЭФИ уже считается очень почетным.

Скорее всего, премию все-таки дадут Уткину - он хоть не такой тупой и косноязычный, как Гусев. Уткин вообще единственное светлое пятно в московской спортивной тележурналистике - парень с юморком. В своих программах пытается подать спорт как веселое, захватывающее шоу, а это и есть единственно правильный подход. Все остальные с суровым видом что-то там невнятное мямлят...

Но что такое Уткин против нашего Некрасова (автора "Экстремальной Башни")? Что его вялые несмелые шуточки против некрасовских искромётных экспромтов? А ведь это только одна сторона теледела. Помимо закадровых слов и голосов существует еще и самое главное - телекартинка. Телеизображение. И что же Уткин и Гусев могут нам противопоставить?.. Великолепные съёмки с чемпионата мира по футболу из Франции или Олимпийских игр из Нагано. Всё снято профессионально и красиво. Но какое отношение у этому имеет Уткин-Гусев, а также НТВ и ОРТ? Да никакого. Самое главное за них сделали суперпрофессионалы из США, Франции и Японии... Каким же образом москвичи могут соревноваться с нами, с нашей "Экстремальной Башней", где всё до последнего кадра ( и очень часто со смертельным риском для жизни) отснято нашими людьми?

И всё равно, как бы оно ни было по справедливости, никакого приза нам не дадут - москвичи благополучно поделят его между собой... Ухода ТЭФИ в провинцию спортивная телеМосква не переживет. И не допустит.

3. Кто из вашей команды поедет на церемонию вручения ТЭФИ? Действительно ли всем участникам необходимо быть на церемонии в смокингах? Есть ли какие-нибудь еще особые условия участия?

От нас поедет (если успеет разделаться со всеми делами) Влад Некрасов. Хочу туда направить и Диму Киселева ("Каплю"), главного героя "Экстремальной Башни", если удастся, конечно, его разыскать где-нибудь в Альпах или на Кавказе. Сам на ТЭФИ не поеду - и дел много, и неинтересно. Я подобных мероприятий избегаю.

Насчет смокингов ничего не слышал - скорее всего, это неправда. По поводу каких-то других специальных условий. Есть один любопытный момент. Ещё за две недели до официальной церемонии вручения мы точно знаем ряд и места, где будут сидеть наши люди. Издержки прямой телетрансляции. Московские телеоператоры будут ориентироваться не на "громкие" имена номинантов и телеакадемиков, а лишь на заранее утверждённый порядок мест в партере.

4. На что можно рассчитывать в случае победы, кроме статуэтки (деньги, что-то ещё)?

Особо тщеславные телегерои безусловно смогут потешить свое самолюбие. Не более того. Деньги за победу на российских телефестивалях не дают. Наоборот. Могут у вас попросить.


Влад Некрасов о вручении ТЭФИ

Полный текст интервью Влада Некрасова в "Теленеделе". Июнь 1999 года.

1. Еще раз от имени всей "Теленедели" и 60 тысяч ее читателей - миллион поздравлений! Выходит, статуйку Орфея вы получили нежданно-негаданно? Выходит, и не особенно верили в победу?

Миллион спасибо за миллион поздравлений. И входит, и выходит получили мы бронзового дядьку, играющего на нервах, нежданно. Шансы были невелики, а соперники - столичны. Впрочем, не стану кривить душой - внутренне я не сомневался в Победе. Верил.

2. Если можно, вкратце - как проходила сама церемония? Что показалось занятным, что - скучным? Кто из людей запомнился (не только на сцене)? Какие эмоции вами владели?

Церемония "Тэфи-99" проходила в зале "Россия". Полный партер и балкон сытой публики. Представители ТАУ сидели на самом ближнем к сцене ряду, который почему-то имел номер 6. Где первые пять рядов - я так и не понял. Основных ощущений - два: очень красивые девушки, выносившие ТЭФИ с цветами, и предельно сильная затянутость церемонии. За три часа я лично очень устал. Последняя часть, после получения статуи, меня вообще уже мало прикалывала. Больше всего меня поразило, как зал приветствовал артиста Георгия Жжёнова. Все встали. Особое впечатление произвели питерские "Менты" - два ТЭФИ. Молодцы. Во время финального выхода на сцене ко мне подошел "мент" Нилов, пожал руку и радостно сообщил, что я своей ответной речью Москву "уделал". Задачи такой не ставил, но приятно. Что касается эмоций, то до получения - это абсолютное (на удивление) спокойствие; после награждения - кураж. Вот где адреналин. Экстремальную башню срывает.

3. Какое вы чувствовали к себе отношение московской тусовки? Снобы? Или ничего?

Никакого отношения московской тусовки к себе не чувствовал. Она меня не знает. Пресловутой "ярмарки тщеславия" я лично в зале не заметил. Хотя все, конечно, принарядились изрядно. Снобы ли эти люди? Думаю, да. Москвичи по определению снобы. А столичные телезвёзды - в особенности. Ну вот что это такое? Газета "Коммерсант" написала, что "фильм "Экстремальная башня" посвящён волейболу и ему нечего на "Тэфи" ловить". Что это - снобизм или вообще полное неврубание в предмет? А вот зато в Российском Фонде развития телевидения очень милые девушки. Они меня радостно привечали, хвалили фильмы ТАУ и болели за нас. Выйдя из Фонда, я в победе уже не сомневался.

4. А что ж вы смокинг-то не надели? Выглядели вы не особо торжественно...

Выглядел я торжественно. А в смокингах на ТЭФИ ходят только телеакадемики, и то на сцене. В зале народ сидит кто в чём. Думаю, я в своём желтом пиджаке был светлым пятном. Вообще же смокинг я никогда не носил. И особого желания к этому не испытывал.

5. Зато речь была хороша! Не могли бы вы ее процитировать хотя бы приблизительно - для нас?

Процитирую почти дословно, благо, товарищи мои боевые записали на видео литературный вариант:

"Уважаемые московские коллеги! Зрители! Страна! Только что на ваших глазах свершилось чудо. Вы слышали, я представляю "Телевизионное Агентство Урала", а значит имя мне - регион. (Аплодисменты). У нас на Урале этого никто не ожидал. Тем более у меня были такие конкуренты как господа Гусев и Уткин, которых знает вся страна. Я просто в шоке. По традиции я хочу сказать огромное спасибо господам телеакадемикам. Это их решение было неожиданно. Огромное спасибо хочу сказать маме, которая практически привела за руку меня на телевидение. Спасибо моей жене, которая была рядом во дни тяжких раздумий по поводу фильма. Огромное спасибо моему директору, директору "Телевизионного Агентства Урала" и продюсеру фильма Иннокентию Шеремету за то, что он сумел вклиниться в эти столичные расклады (аплодисменты) и правильно поступил. Мы чемпионы! Огромное спасибо моим братьям-операторам, которых занято было в этом фильме 15 штук, что для Екатеринбурга вообще беспрецедентно. Огромное спасибо видеомонтажеру, который в течение двух дней вёл кропотливую работу над фильмом (аплодисменты). И , конечно, огромное 220-ти метровое спасибо собственно главному герою нашего фильма - Экстремальной башне, которая уже 10-ть лет стоит недостроенная в центре Екатеринбурга, всем доступная, бесхозная, на неё можно залазить, с неё можно прыгать, вокруг неё можно летать на парапланах, но, несмотря на свою неполноценность, эта телевизионная башня всё же выполнила свою телевизионную миссию - она взяла ТЭФИ! (аплодисменты). А это значит, что эта башня самая экстремальная из всех телевизионных и самая телевизионная из всех экстремальных башен страны. Спасибо!".

"Рыбу" для этого спитча сочинял пару недель. Думал по ночам. В Москве проговорил её вслух раз двадцать. Старался.

6. Что теперь, после того, как вся Россия убедилась в крутости "Экстремальной башни"? Получали ли вы какие-нибудь заманчивые предложения от центральных телеканалов? И изменится ли после получения "ТЭФИ" жизнь ТАУ?

Предложения от центральных телеканалов лично я не получал. Едва ли они могут быть заманчивыми. Как говаривал Г.Ю.Цезарь: "Лучше быть первым в Екатеринбурге…". Лучшими мы были всегда. ТЭФИ - это лишь подтверждение истины бронзовым фетишем. После получения "бессердечного мужика" , думаю, жизнь ТАУ изменится только к лучшему. Мы будем делать ещё более качественные фильмы. Планка есть. А за качество я отвечаю лично.